Блог

Методология качественного исследования

1. Введение в качественное исследование

Качественное исследование - это метод сбора и анализа нечисловых данных, чтобы получить глубокое понимание явлений, поведения и социальных взаимодействий. Исследователи используют качественные методы для изучения сложных тем, учета опыта и перспектив участников и раскрытия скрытых смыслов и интерпретаций.

2. Определение качественного исследования

Качественное исследование определяется как "изучение того, чем люди думают, чувствуют, делают и говорят с их собственных перспектив, в их собственных словах и в естественной обстановке" (Denzin & Lincoln, 2005). Основными характеристиками качественных исследований являются:

  • Субъективизм: Акцент на интерпретации и понимании индивидуального опыта.
  • Индуктивность: Разработка теорий и гипотез на основе собранных данных.
  • Контекстуальность: Рассмотрение явлений в их социальном и культурном контексте.
  • Естественность: Сбор данных в реальной обстановке, без вмешательства исследователя.
  • Открытость: Исследователи входят в исследование с минимальным набором предвзятостей и позволяют данным формировать их понимание.

3. Основные цели качественного исследования

Качественные исследования преследуют несколько основных целей:

  • Получить глубокое понимание: Изучить сложные явления, раскрыть скрытые смыслы и обнаружить модели в данных.
  • Изучить субъективные переживания: Получить представление об опыте, чувствах и перспективах участников.
  • Сформулировать теории и гипотезы: Разработать предварительные теории и гипотезы, которые можно проверить с помощью дальнейших исследований.
  • Улучшить понимание и вмешательства: Предоставить практическое применение для понимания сложных проблем и разработки эффективных вмешательств.

4. Теоретические основы качественного исследования

Качественное исследование основывается на различных теоретических подходах, таких как:

  • Интерпретивизм: Акцент на понимании субъективных значений и интерпретаций людей.
  • Социальный конструктивизм: Идея о том, что реальность создается и конструируется социальными взаимодействиями.
  • Феноменология: Изучение опыта индивидов и того, как они воспринимают мир.
  • Грюндская теория: Разработка теорий на основе данных, собранных в ходе исследования.

5. Выбор методов сбора данных

Качественные исследователи используют различные методы сбора данных в зависимости от исследовательских вопросов и целей:

  • Интервью: Личные или телефонные беседы, позволяющие получить углубленные сведения об опыте и взглядах участников.
  • Фокус-группы: Групповые обсуждения, которые стимулируют совместное понимание и выявление моделей.
  • Наблюдение: Систематический сбор данных о поведении и взаимодействиях участников в естественной обстановке.

6. Процесс отбора участников исследования

Отбор участников является решающим для получения ценных качественных данных. Исследователи используют различные стратегии отбора в зависимости от целей исследования:

  • Целевая выборка: Выбор участников, имеющих определенные характеристики, связанные с исследовательскими вопросами.
  • Теоретическая выборка: Выбор участников, которые представляют различные перспективы или случаи, важные для развития теории.
  • Удобная выборка: Выбор участников, легкодоступных для исследователя.

7. Этические аспекты качественного исследования

Качественные исследования должны соответствовать этическим принципам, таким как:

  • Согласие участников: Получение добровольного информированного согласия участников на участие в исследовании.
  • Защита конфиденциальности: Защита личной информации и анонимности участников.
  • Право покинуть исследование: Участники должны иметь возможность выйти из исследования в любой момент.
  • Минимизация вреда: Исследование не должно вызывать вреда или дискомфорта участникам.

8. Подготовка и проведение интервью

Интервью являются одним из наиболее распространенных методов сбора качественных данных. Исследователи должны тщательно планировать и проводить интервью, чтобы обеспечить их качество и эффективность:

  • Разработка руководства по интервью: Создание списка вопросов или тем, которые будут охватываться в интервью.
  • Создание благоприятной обстановки: Создание атмосферы доверия и комфорта для участников.
  • Проведение интервью: Поощрение участников делиться своими мыслями и чувствами, используя активное слушание и уточняющие вопросы.
  • Документирование результатов: Запись или транскрибирование интервью для последующего анализа.

9. Анализ данных: кодирование и тематический анализ

Анализ качественных данных включает следующие основные этапы:

  • Кодирование: Присвоение кодов или меток фрагментам данных, представляющих различные концепции или темы.
  • Тематический анализ: Идентификация и организация кодов в более широкие темы или паттерны, которые отражают общие идеи и смыслы в данных.

10. Использование программного обеспечения для анализа качественных данных

Программное обеспечение для анализа качественных данных может облегчить процесс кодирования и тематического анализа. Некоторые популярные программы включают:

  • NVivo
  • Atlas.ti
  • MAXQDA

11. Интерпретация результатов качественного исследования

Интерпретация качественных данных включает в себя:

  • Учет контекста: Понимание данных в их социальном и культурном контексте.
  • Разработка выводов: Создание обоснованных интерпретаций на основе данных и теоретических рамок.
  • Триангуляция: Использование различных источников данных для повышения достоверности выводов.

12. Презентация и визуализация данных

Презентация качественных данных может включать:

  • Написание отчетов: Представление результатов в виде подробных отчетов, включающих цитаты и примеры из данных.
  • Визуализация данных: Использование диаграмм, графиков и других визуальных средств для наглядного представления результатов.
  • Рассказывание историй: Использование повествовательных методов для описания опыта и перспектив участников.

13. Ограничения и критика качественного исследования

Качественные исследования имеют свои ограничения, такие как:

  • Субъективизм: Данные могут быть субъективными и зависеть от интерпретации исследователя.
  • Ограниченная обобщаемость: Результаты могут не быть применимы к другим популяциям или контекстам.
  • Трудоемкость: Сбор и анализ данных может быть трудоемким и отнимать много времени.
  • Критика достоверности: Критики утверждают, что защитить качественные исследования от предвзятости и субъективизма исследователя сложно.

14. Заключение и перспективы развития качественного исследования

Качественное исследование является ценным методом для получения глубокого понимания сложных явлений. Оно предоставляет богатые описания, раскрывает субъективные переживания и способствует разработке теорий.

В будущем качественное исследование, вероятно, будет развиваться, объединяясь с другими методологиями, такими как количественные методы и исследования смешанных методов. Инновации в технологии и анализе данных также будут продолжать способствовать развитию качественного исследования.